С 1 июня в силу вступила вторая часть антитабачного закона
(ФЗ-15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака"), принятого в 2013г. Новая волна антитабачной
кампании вытеснила курильщиков из кафе, ресторанов, магазинов и отелей под
открытое небо.
По данным Росстата, рынок общественного питания в России за
январь - март 2014г. вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года, до 267,8 млрд руб. (около 8 млрд долл.). По подсчетам Министерства
здравоохранения и соцразвития, в России сегодня курят почти 40% населения -
больше 57 млн человек.
Запрет на курение пока действует только в зданиях,
ограниченных строительными конструкциями. То есть на открытых верандах курение
не запрещается, считает юрист группы "Яковлев и Партнеры" Бронислав
Садиков. Но некоторые рестораторы, опасаясь санкций, все же запрещают курить и
на верандах. Московские власти обещают сносить "инфраструктуру для
курильщиков", стихийно возникшую у баров, - скамейки, тенты, пепельницы;
курить можно на расстоянии более 15 м от бара. За несоблюдение закона на
бизнесменов налагается административный штраф: для индивидуальных
предпринимателей - 30-40 тыс. руб., для юридических лиц - 60-90 тыс. руб.
Нюхать и жевать табак посетителям ресторанов пока
разрешается. Также в меню может безнаказанно оставаться кальян с использованием
паровых камней или других заменителей табака.
"В России антитабачный закон оказался самым суровым, и
мы опасаемся повторения ситуации в Западной Европе, где многие рестораны
разорялись, а люди выходили на демонстрации", - сказал . Президент
Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Впрочем, опрошенные
РБК рестораторы оказались не так пессимистичны.
Расстраиваются, но не уходят
Арт-директор кафе "Галерея" Максим Курдов
рассказывает, что пока антитабачный закон не сказался на работе заведения.
"Люди приходят к нам в первую очередь за хорошей кухней и приятной
атмосферой. Конечно, есть и те, кто расстраивается, когда узнает, что курить
придется на улице, но из-за этого никто не уходит", - говорит он. Курдов
отмечает некоторый спад потока клиентов, впрочем, как и всегда в летнее время.
Даже несмотря на такой отток клиентов, выручка за июнь по сравнению с майскими
показателями выросла примерно на 20%. Правда, в "Галерее" опасаются
сокращения числа посетителей в холодное время года, когда курильщикам придется
мерзнуть на улице. В связи с этим кафе планирует как-то
"выкручиваться" - как именно, руководство пока не придумало.
В одном из заведений ресторатора Александра Куна,
совладельца баров Timeout Rooftop Bar, "Прожектор" и "Барбара
бар", до сих пор можно покурить кальян, но с 1 июня из его состава
исключен табак. Сухофрукты выполняют нужную для кальяна функцию горения, и
вкусовые качества кальяна не меняются, утверждает ресторатор. Зато со
сложностями столкнулся Timeout на крыше гостиницы "Пекин": чтобы
покурить, гостям приходится спускаться на несколько этажей. "В том, что
закон не предусматривает пристройку специализированных помещений для курения
рядом с кафе, я вижу основной минус этого проекта", - поделился Кун.
В баре "Стрелка" курение запретили еще в 2011г.,
после этого решения поток посетителей только увеличился, утверждает Сергей
Чесноков, бар-менеджер "Стрелки". Причина в том, что запрет был не
приказом "сверху", а решением самих клиентов, считают в баре.
Проведенный опрос в группе бара "Стрелка" в Facebook показал, что 90%
посетителей поддерживают отмену курения. "Мы стали позиционировать себя как
гастрономический бар - блюда без воздействия табачного дыма стали
восприниматься совсем по-иному", - рассказывает Чесноков. "В
последнее время мы констатируем общее падение ресторанного рынка Москвы, но не
связываем это с антитабачным законом. Общий экономический кризис и рост акцизов
на алкоголь оказали намного более сильное влияние на ресторанный бизнес, чем
запрет курения", - считает он.
Управляющий партнер GingerBrandMan Владимир Райх,
открывающий в России по лицензии кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt, долгое время
жил в США и был свидетелем вступления в силу американского антитабачного
закона. По его мнению, доходы российских заведений общепита в первые недели
после вступления закона в силу могут незначительно - до 5% - упасть, но потом
ситуация стабилизируется. "Произойдет это потому, что никотин сильно
притупляет аппетит. Отказавшись от курения, люди, как правило, больше едят - те
рестораны и кафе, которые делают ставку на кухню, от этого только
выиграют", - считает Райх. "Если запретить людям курить, пить они
меньше не станут, поэтому сокращения доходов мы не опасаемся. Наоборот, воздух
в помещении бара стал чище, и некурящие посетители задерживаются у нас
дольше", - согласен совладелец Noor Bar Сергей Покровский.
Спортбары утверждают, что курящие болельщики чемпионата мира
по футболу по-прежнему смотрят телетрансляции у них, а не дома. Один из
руководителей бара "Арена Спорт" рассказал РБК, что антитабачный
закон пока не повлиял на выручку, а в дни матчей сборной России бар забит до
отказа. "Мы, подчиняясь закону, запретили курить в помещении бара и
обустроили специальные зоны для курения на улице. Чтобы быть уверенными в том,
что клиент вернется после перекура и оплатит счет, мы установили депозитную
систему бронирования столов", - рассказывает он. Даже самые заядлые
курильщики находят в себе силы потерпеть 45 минут тайма без сигареты, а в
перерыве выходят на улицу. Правда, с наступлением холодов удерживать клиентов
будет сложнее, предполагают в "Арене Спорт" и планируют оборудовать
"новые зоны" для курящих клиентов - подробности не раскрывают.
Владелец агентства оптимизации ресторанного бизнеса
"Рестконсалт" Сергей Константинович все же считает, что в ресторанах
сократилось и количество посетителей, и время их пребывания там. Но связано это
не только с правительственными инициативами, убежден Константинович:
"Среди факторов - особенности летнего сезона, в который чаще посещают кафе
с летними верандами. Это приводит к оттоку гостей из других ресторанов".
По его мнению, сильнее всего закон ударил по лаунж-барам (создают атмосферу для
отдыха) и кальянным, а также по кафе в торговых центрах - там, где нужно
проделать долгий путь на улицу, чтобы покурить.
Отказ от сигарет негативно отразится на зарождающейся
культуре походов в кафе, считает гендиректор брендингового агентства Depot WPF
Алексей Андреев. "Законы маркетинга сильнее и злее любой социальной
ответственности. Мы можем заставить себя не курить в самолете - именно
заставить, потому что самолет не предлагает нам альтернатив, в Сингапур пешком
не дойдешь. Но посещение кафе, ресторана, тем более паба предусматривает
курение как атрибут", - комментирует Андреев. Закон, запрещающий курить,
вычеркивает из списка посетителей всех курильщиков и разрушает пирамиду бренда,
поэтому в среднесрочной перспективе ожидается отток клиентов, считает он.
Источник: rbc.ru |