АНТИНАРК
Информационный портал Республики Татарстан
по противодействию наркомании
Главная страница Новости Проекты Журнал «Антинарк» Программы Мониторинг Комиссии Законодательство Контакты
Главная страница / Новости
Распечатать
Новости
Новости Татарстана Архив новостей
28.06.2014
Как рестораны и бары провели месяц без курильщиков

С 1 июня в силу вступила вторая часть антитабачного закона (ФЗ-15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"), принятого в 2013г. Новая волна антитабачной кампании вытеснила курильщиков из кафе, ресторанов, магазинов и отелей под открытое небо.

По данным Росстата, рынок общественного питания в России за январь - март 2014г. вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 267,8 млрд руб. (около 8 млрд долл.). По подсчетам Министерства здравоохранения и соцразвития, в России сегодня курят почти 40% населения - больше 57 млн человек.

Запрет на курение пока действует только в зданиях, ограниченных строительными конструкциями. То есть на открытых верандах курение не запрещается, считает юрист группы "Яковлев и Партнеры" Бронислав Садиков. Но некоторые рестораторы, опасаясь санкций, все же запрещают курить и на верандах. Московские власти обещают сносить "инфраструктуру для курильщиков", стихийно возникшую у баров, - скамейки, тенты, пепельницы; курить можно на расстоянии более 15 м от бара. За несоблюдение закона на бизнесменов налагается административный штраф: для индивидуальных предпринимателей - 30-40 тыс. руб., для юридических лиц - 60-90 тыс. руб.

Нюхать и жевать табак посетителям ресторанов пока разрешается. Также в меню может безнаказанно оставаться кальян с использованием паровых камней или других заменителей табака.

"В России антитабачный закон оказался самым суровым, и мы опасаемся повторения ситуации в Западной Европе, где многие рестораны разорялись, а люди выходили на демонстрации", - сказал . Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Впрочем, опрошенные РБК рестораторы оказались не так пессимистичны.

Расстраиваются, но не уходят

Арт-директор кафе "Галерея" Максим Курдов рассказывает, что пока антитабачный закон не сказался на работе заведения. "Люди приходят к нам в первую очередь за хорошей кухней и приятной атмосферой. Конечно, есть и те, кто расстраивается, когда узнает, что курить придется на улице, но из-за этого никто не уходит", - говорит он. Курдов отмечает некоторый спад потока клиентов, впрочем, как и всегда в летнее время. Даже несмотря на такой отток клиентов, выручка за июнь по сравнению с майскими показателями выросла примерно на 20%. Правда, в "Галерее" опасаются сокращения числа посетителей в холодное время года, когда курильщикам придется мерзнуть на улице. В связи с этим кафе планирует как-то "выкручиваться" - как именно, руководство пока не придумало.

В одном из заведений ресторатора Александра Куна, совладельца баров Timeout Rooftop Bar, "Прожектор" и "Барбара бар", до сих пор можно покурить кальян, но с 1 июня из его состава исключен табак. Сухофрукты выполняют нужную для кальяна функцию горения, и вкусовые качества кальяна не меняются, утверждает ресторатор. Зато со сложностями столкнулся Timeout на крыше гостиницы "Пекин": чтобы покурить, гостям приходится спускаться на несколько этажей. "В том, что закон не предусматривает пристройку специализированных помещений для курения рядом с кафе, я вижу основной минус этого проекта", - поделился Кун.

В баре "Стрелка" курение запретили еще в 2011г., после этого решения поток посетителей только увеличился, утверждает Сергей Чесноков, бар-менеджер "Стрелки". Причина в том, что запрет был не приказом "сверху", а решением самих клиентов, считают в баре. Проведенный опрос в группе бара "Стрелка" в Facebook показал, что 90% посетителей поддерживают отмену курения. "Мы стали позиционировать себя как гастрономический бар - блюда без воздействия табачного дыма стали восприниматься совсем по-иному", - рассказывает Чесноков. "В последнее время мы констатируем общее падение ресторанного рынка Москвы, но не связываем это с антитабачным законом. Общий экономический кризис и рост акцизов на алкоголь оказали намного более сильное влияние на ресторанный бизнес, чем запрет курения", - считает он.

Управляющий партнер GingerBrandMan Владимир Райх, открывающий в России по лицензии кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt, долгое время жил в США и был свидетелем вступления в силу американского антитабачного закона. По его мнению, доходы российских заведений общепита в первые недели после вступления закона в силу могут незначительно - до 5% - упасть, но потом ситуация стабилизируется. "Произойдет это потому, что никотин сильно притупляет аппетит. Отказавшись от курения, люди, как правило, больше едят - те рестораны и кафе, которые делают ставку на кухню, от этого только выиграют", - считает Райх. "Если запретить людям курить, пить они меньше не станут, поэтому сокращения доходов мы не опасаемся. Наоборот, воздух в помещении бара стал чище, и некурящие посетители задерживаются у нас дольше", - согласен совладелец Noor Bar Сергей Покровский.

Спортбары утверждают, что курящие болельщики чемпионата мира по футболу по-прежнему смотрят телетрансляции у них, а не дома. Один из руководителей бара "Арена Спорт" рассказал РБК, что антитабачный закон пока не повлиял на выручку, а в дни матчей сборной России бар забит до отказа. "Мы, подчиняясь закону, запретили курить в помещении бара и обустроили специальные зоны для курения на улице. Чтобы быть уверенными в том, что клиент вернется после перекура и оплатит счет, мы установили депозитную систему бронирования столов", - рассказывает он. Даже самые заядлые курильщики находят в себе силы потерпеть 45 минут тайма без сигареты, а в перерыве выходят на улицу. Правда, с наступлением холодов удерживать клиентов будет сложнее, предполагают в "Арене Спорт" и планируют оборудовать "новые зоны" для курящих клиентов - подробности не раскрывают.

Владелец агентства оптимизации ресторанного бизнеса "Рестконсалт" Сергей Константинович все же считает, что в ресторанах сократилось и количество посетителей, и время их пребывания там. Но связано это не только с правительственными инициативами, убежден Константинович: "Среди факторов - особенности летнего сезона, в который чаще посещают кафе с летними верандами. Это приводит к оттоку гостей из других ресторанов". По его мнению, сильнее всего закон ударил по лаунж-барам (создают атмосферу для отдыха) и кальянным, а также по кафе в торговых центрах - там, где нужно проделать долгий путь на улицу, чтобы покурить.

Отказ от сигарет негативно отразится на зарождающейся культуре походов в кафе, считает гендиректор брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. "Законы маркетинга сильнее и злее любой социальной ответственности. Мы можем заставить себя не курить в самолете - именно заставить, потому что самолет не предлагает нам альтернатив, в Сингапур пешком не дойдешь. Но посещение кафе, ресторана, тем более паба предусматривает курение как атрибут", - комментирует Андреев. Закон, запрещающий курить, вычеркивает из списка посетителей всех курильщиков и разрушает пирамиду бренда, поэтому в среднесрочной перспективе ожидается отток клиентов, считает он.

Источник: rbc.ru

Перейти в архив новостей
Полезные ссылки
Информационный портал Республики Татарстан по противодействию наркомании
© Copyright 2024
Разработка сайта:
компания ИТАЙЛ