Главная страница Новости Проекты Журнал «Антинарк» Программы Мониторинг Комиссии Законодательство Родителям Молодежи Контакты Ссылки
АНТИНАРК
Информационный портал Республики Татарстан
по противодействию наркомании
РАСПЕЧАТАТЬ НА ПРИНТЕРЕ
Программы
Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения в РТ на 2002–2006 годы

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28.06.2002 г. №337

Паспорт

Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения в РТ на 2002–2006 годы

Наименование Программы

Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения Республики Татарстан на 2002-2006 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан - координатор, Министерство внутренних дел Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство социальной защиты Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан»

Цели и задачи Программы

Главной целью Программы является снижение динамики прироста лиц, употребляющих психоактивные вещества, - на 10%.

Задачами Программы являются:

- создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения;

- организация мониторинга в области профилактики наркотизации населения;

- обеспечение реализации и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики наркотизации населения;

- формирование здорового образа жизни;

- повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков;

- развитие и совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ;

- повышение эффективности работы правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области профилактики наркотизации населения.

Система организации контроля за исполнением Программы

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, запрашивает у министерств и ведомств, ответственных за выполнение мероприятий, о ходе выполнения Программы.

Ежегодно на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан информирует о ходе выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств.


I. Содержание проблемы.

В последние годы целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан проводится в соответствии с Республиканской комплексной программой противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 1999г. № 2175.

В соответствии с названной программой:

  • разработан ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности мер по противодействию наркотизации населения;
  • проведена работа по предупреждению и сокращению спроса на наркотические средства, а также пропаганде здорового образа жизни;
  • в учебные программы отдельных образовательных учреждений включены дополнительные темы, изданы пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, начата подготовка специалистов–психологов;
  • проводились тематические телерадиопередачи, акции, марафоны, концерты; опубликованы многочисленные материалы в печатных средствах массовой информации, изданы и распространены средства наглядной агитации антинаркотического содержания;
  • укрепляется лечебно-реабилитационная база;
  • реализован ряд мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств и укрепление материально-технической базы подразделений правоохранительных органов.

Для обеспечения межведомственного взаимодействия и координации деятельности государственных органов и общественных объединений постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2000г. №519 создан Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее – РЦПНН).

Несмотря на предпринятые действия, проблема наркомании выходит на одно из первых мест как глобальная угроза здоровью населения и национальной безопасности.

За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Республике Татарстан возросло в 4 раза и при сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, их количество к концу 2005 года может превысить уровень 200тыс. человек. Таким образом, учитывая возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение республики. Особое беспокойство вызывает рост наркомании среди женщин, школьников, а также в студенческой среде. Наркотики становятся определенной ценностью, непременным атрибутом досуга молодежи.

Одним из ведущих факторов, влияющих на снижение возраста потребителей психоактивных веществ, является социальная дезадаптация детей.

Если учесть, что истинное число наркоманов по экспертным оценкам в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в Республике Татарстан в настоящее время приближается к 50 тыс. человек. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связан и рост числа лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями.

Наркомания способствует обострению криминогенной обстановки в республике. За последние три года число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ, возросло в 1,7 раза. Отмечаются факты проникновения наркотических веществ в места заключения. 

Отношение общества к проблеме наркотизации достаточно равнодушное. Не сформирована потребность в формировании здорового образа жизни населения. Обеспеченность республики учреждениями дополнительного образования детей и подростков, спортивными сооружениями, спортивно-игровыми площадками по месту жительства, лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями наркологического профиля далека от нормативной. На начало 2001 года в Республике Татарстан действовали 5 наркологических и 3 психоневрологических диспансеров с суммарным числом наркологических коек 773, что не соответствует реальной потребности. Состояние материально-технической базы медицинских подразделений учреждений Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – УИН МЮ РФ по РТ) также находится на низком уровне.

Следует признать, что несмотря на повышение активности средств массовой информации, потребность в квалифицированных публикациях, подготовленных специалистами (медиками, психологами и др.), а также материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни, по-прежнему большая.

В этих условиях очевидна актуальность неотложной реализации комплексной системы мероприятий по профилактике наркотизации населения, включающей в себя:

  • радикальное изменение отношения общества к проблеме наркотизации;
  • признание ответственности граждан за своё здоровье;
  • приоритет непрерывно действующих профилактических мер в области охраны здоровья человека;
  • доступность медико-социальной помощи;
  • создание условий для профессиональной ориентации, занятий физической культурой, организации досуга детей и молодежи.

Такое положение дел является следствием несистемного и фрагментарного подхода к борьбе с наркоманией, недостаточной межведомственной координации, вызванных отсутствием единого центра ответственности по работам, связанным с профилактикой наркотизации населения.

Чтобы объединить усилия органов государственной и исполнительной власти (республиканских, муниципальных), органов местного самоуправления, политических, религиозных и общественных организаций, семьи, коммерческих и финансовых структур необходима целенаправленная государственная политика в области профилактики наркотизации населения и создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения.

Единая государственная система профилактики наркотизации населения предусматривает:

  • формирование и реализацию концепции здорового образа жизни населения Республики Татарстан;
  • четко ориентированную пропагандистско-информационную кампанию по принципу - легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных наркоманией; 
  • целенаправленную и комплексную работу государственных структур и общественных организаций;
  • разработку и внедрение просветительских и образовательных программ для различных групп населения;
  • обеспечение содействия семье в вопросах противодействия наркотикам и формирования здорового образа жизни;
  • привлечение к кампании против наркотиков известных политических и общественных деятелей;
  • обеспечение населения качественными и достаточными (на нормативном уровне) по объему профилактическими, лечебными и реабилитационными услугами наркологического профиля.

Создание такой системы позволит консолидировать усилия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций, политических деятелей, бизнеса на основе единой государственной политики и программных методов.


II. Цели и задачи Программы. 

Главной целью Программы является замедление роста, а в последующем снижение уровня наркотизации населения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения;
  • организация мониторинга в области профилактики наркотизации населения для получения наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации и оценки эффективности профилактических мероприятий;
  • развитие и совершенствование республиканской законодательной и иной нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы профилактики наркотизации населения;
  • широкая пропаганда и формирование здорового образа жизни населения;
  • повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков;
  • формирование качественной и достаточной по объему лечебно-профилактической и реабилитационной помощи;
  • создание эффективной системы пресечения незаконного оборота наркотиков и распространения их среди населения;
  • - развитие межрегионального и международного сотрудничества в области профилактики наркотизации населения.

III. Основные направления программы и механизм ее реализации. 
  1. Организационные мероприятия.
  2. Нормотворчество.
  3. Учреждения социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта и занятости как основа противодействия наркотизации населения.
  4. Формирование здорового образа жизни.
  5. Средства массовой информации, общественные движения, политические и религиозные деятели, национально ответственный бизнес — против наркотиков.
  6. Совершенствование и расширение материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля.
  7. Подготовка кадров и обмен опытом.
  8. Пресечение незаконного оборота наркотиков.
  9. Профилактика наркомании в системе Управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Татарстан и Военного комиссариата Республики Татарстан.
  10. Научно-исследовательская работа. 

В приложении приведены основные мероприятия по каждому направлению. В процессе реализации Программы по каждому из основных направлений ведомством, являющимся центром ответственности, разрабатываются рабочие планы на текущий год, которые утверждаются Межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Организационно-методическое руководство и контроль за ходом работ осуществляется Республиканским центром профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан. 

1. Организационные мероприятия.

Данный раздел предусматривает разработку системы индикаторов оценки деятельности субъектов, участвующих в профилактике наркотизации населения и организацию мониторинга.

Целью мониторинга является получение наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации в Республике Татарстан для обоснования и разработки приоритетных направлений в области профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди различных слоев населения. Достижение поставленной цели осуществляются путем:

  • формирования республиканского информационного фонда;
  • проведения социологических исследований;
  • прогнозирования изменения состояния наркотизации населения на основе анализа показателей динамики развития наркотической ситуации и факторов, оказывающих влияние на её формирование. 

2. Нормотворчество.

Данное направление предусматривает постоянную работу по оценке соответствия законодательной и иной нормативной правовой базы потребностям реальной (прогнозируемой) ситуации и организации разработки требуемых законодательных норм. 

3. Учреждения социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта и занятости как основа противодействия наркотикам.

Цель реализации данного раздела – максимально активизировать сопротивление молодого поколения, семьи употреблению наркотиков.

Для этого планируется:

  • разработать и реализовать комплекс мероприятий по оказанию помощи семье и детям, в т.ч. развитие сети отделений помощи семье и детям, социальных приютов, социальную реабилитацию беспризорных детей и пр.;
  • обеспечить социальный патронаж семей (граждан), находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • ввести в образовательный стандарт для всех видов образовательных учреждений Республики Татарстан специальные темы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни;
  • обеспечить детей услугами системы дополнительного образования до нормативного уровня;
  • систематически проводить пропагандистско-информационные мероприятия во всех учебных заведениях, учреждениях культуры и досуга республики;
  • способствовать формированию детских, подростковых и молодежных общественных организаций и оказывать им государственную поддержку. 

4. Формирование здорового образа жизни.

Цель — сформировать в общественном сознании систему ценностей, ориентированных, прежде всего, на ведение здорового образа жизни. Здоровье и жизнь человека — сфера национальной безопасности государства.

В рамках направления планируется:

  • формирование единой информационной концепции здорового образа жизни и организация широкой PR - кампании по формированию общественного мнения;
  • создание условий для формирования здорового образа жизни путем обеспечения городов, районов Республики Татарстан спортивными сооружениями на нормативном уровне и оснащения придомовых территорий в жилых районах спортивно-игровыми площадками, развитие системы культурно-досуговых учреждений в городах и районах Республики Татарстан;
  • проведение массовых мероприятий (концертов, акций, марафонов и пр.) под лозунгом «Нет! -наркотикам и Да! - здоровому образу жизни».  

5. Средства массовой информации, общественные, религиозные деятели, национально ответственный бизнес против наркотиков.

Цель — радикальное изменение отношения общества к проблеме наркомании от существующего достаточно равнодушного к активному противодействию.

В рамках направления планируется:

  • насыщение информационного поля качественной социальной рекламой против употребления наркотиков;
  • разработать и реализовать систему мер по привлечению к антинаркотической пропаганде общественных, религиозных организаций, национально ответственного бизнеса. 

6. Совершенствование и расширение материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля.

Цель — обеспечить нормативный уровень объема и качества услуг (лечебных, реабилитационных) наркологического профиля.

Для этого планируется:

  • обеспечить совершенствование технологий профилактики, лечения и реабилитации;
  • сформировать систему лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля на уровне нормативной обеспеченности;
  • оказывать содействие развитию негосударственных центров реабилитации наркологического профиля. 

7. Подготовка кадров и обмен опытом.

Цель — создать систему подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании.

Для этого планируется:

  • обеспечить подготовку специалистов в области профилактики наркотизации (обучение педагогов, воспитателей, психологов, медицинских, социальных работников, сотрудников равоохранительных органов и др.);
  • обеспечить подготовку специалистов в области лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией;
  • обеспечить в вузах и ссузах подготовку и выпуск специалистов в области профилактики наркотизации населения;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества. 

8. Пресечение незаконного оборота наркотиков.

Цель — минимизация потока и распространения наркотических средств в Республике Татарстан.

Для этого планируется разработать и реализовать комплекс мер, направленных на:

  • пресечение незаконных поставок наркотических средств на территорию республики и распространения их среди населения;
  • пресечение преступной деятельности сбытчиков наркотических средств;
  • оснащение оборудованием судебно-медицинской службы Министерства здравоохранения Республики Татарстан. 

9. Профилактика наркомании в системе Управления исполнения наказаний Российской Федерации по Республики Татарстан Военного комиссариата Республики Татарстан.

Основными задачами направления являются:

  • обеспечение лечения наркологических больных, содержащихся в учреждениях системы УИН МЮ Российской Федерации по Республике Татарстан;
  • предотвращение проникновения наркотических веществ в учреждения системы УИН МЮ Российской Федерации по Республике Татарстан;
  • выявление осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ, а также лиц, занимающихся их распространением и принятие к ним соответствующих мер;
  • обеспечение сборного пункта Военного комиссариата Республики Татарстан необходимым диагностическим оборудованием. 

10. Научно-исследовательская работа.

В этой области планируется разработать и внедрить научно обоснованные модели профилактики наркомании, а также современные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. 


IV. Механизм реализации Программы. 

Ежегодно при уточнении объема финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан для реализации мероприятий Программы составляется детальный план с указанием исполнителей, состава и последовательности работ, сроков исполнения и ожидаемых результатов.

Планы утверждаются решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Исполнители (центр ответственности) организуют преддоговорную проработку размещения заказов для государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных мероприятий Программы.

Договоры и технические задания по выполнению мероприятий Программы на стадии их заключения согласовываются с её координатором с целью проведения их экспертизы и определения необходимости проведения мероприятий министерствами и ведомствами Республики Татарстан.

Исполнители Программы после проведения предусмотренных Программой мероприятий представляют координатору Программы отчеты об исполнении мероприятий Программы по установленной форме и в установленные координатором сроки.


V. Порядок  финансирования о организации контроля за ходом реализации Программы.

Источником финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Республики Татарстан. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства Республики Татарстан, ответственных за их реализацию и являющиеся исполнителями данной Программы.

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан, который по согласованию с Межведомственной комиссией Совета Безопасности по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.

Ежегодно на заседании Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее – Комиссия) Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан информирует о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств. По решению Председателя Комиссии ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях Кабинета Министров Республики Татарстан с заслушиванием отчетов руководителей министерств и ведомств — исполнителей Программы.

Председатель Комиссии информирует Президента Республики Татарстан, Премьер-министра Республики Татарстан и Государственный Совет Республики Татарстан о ходе и результатах выполнения Программы.


VI. Оценка реализации Программы. 

Результаты реализации Программы оцениваются с использованием системы индикаторов, приведенных в таблице. В процессе реализации Программы перечень и значения индикаторов могут уточняться.

Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы

Предполагается, что в результате реализации Программы к 2007 году будут достигнуты следующие конечные результаты:

  • снижение динамики прироста лиц, употребляющих психоактивные вещества, — на 10%;
  • охват родителей всеобучем по вопросам антинаркотического воспитания детей и подростков составит 60%;
  • обеспеченность республики лечебно-профилактическими учреждениями наркологического профиля составит 100% от нормативной.